Теория человеческих отношений в промышленности


Теория человеческих отношений в промышленности
концепция управления трудом в условиях капиталистического производства, которая с целью повышения его эффективности делает акцент на применении морально-психологических стимулов. Возникновение данной теории связано с результатами Хоторнских экспериментов, проведенных группой гарвардских социологов во главе с Э. Мэйо в 1927-1932 гг. на предприятиях компании «Вестерн электрик» близ Чикаго. В ходе экспериментов проверялось влияние ряда контролируемых факторов (условий труда, методов работы, пауз для отдыха, утомляемости работников, монотонности труда, зарплаты) на рост производительности труда. Исследователи пришли к выводу, что улучшение технико-организационных и экономических условий труда не является основной причиной повышения его производительности. На рост последней существенное влияние оказывают другие, трудно учитываемые факторы, связанные с «человеческими отношениями» в производстве.

Ими являются отношения между руководителями и рабочими, а также межличностные отношения между самими рабочими. Было установлено, что норма выработки отдельного рабочего зависит не столько от его добросовестности или физических способностей, сколько от давления группы, которая определяет позицию и статус каждого, кто является ее участником. Сознательное ограничение рабочими индивидуальной выработки как раз и явилось следствием действия зафиксированных в исследованиях групповых норм. Такое поведение сложилось на основе мнения рабочих о намерениях предпринимателей (снизить расценки) и было проявлением неформального механизма их самозащиты. Обнаружение феномена группового давления и его значимости для трудовой деятельности способствовали активному переосмыслению природы человека и его роли в производстве, мотивации труда и способов решения социальных конфликтов в промышленности.

Теоретики «человеческих отношений» при этом особое внимание фиксировали на процессе коммуникации в условиях производства, на взаимодействии и взаимопонимании менеджмента с различными группами работников. Именно в улучшении межличностных отношений между руководителями и рабочими они видели возможность преодоления . антагонизма между трудом и .капиталом, установления «социального мира» в промышленности. Вместе с тем подчеркивалось значение неэкономических, социально-психологических факторов («мягкий» стиль руководства людьми, благоприятная «социальная атмосфера» на предприятии, высокий престиж работника в группе и т. д.) как более эффективных стимулов труда по сравнению с денежными стимулами,-материальными стимулами в целом. В 60-е гг. теория «человеческих отношений» была дополнена концепцией стиля руководства. По этой теории действия менеджмента являются неэффективными из-за ошибочных представлений руководителей о мотивах и природе человека. На практике преобладает авторитарная модель стиля руководства, в соответствии с которой человека необходимо постоянно принуждать к труду, осуществлять жесткий контроль за его трудовым поведением. Однако изменившиеся конкретно-исторические и социально-экономические условия, в частности в США, требовали новой модели стиля руководства людьми демократической, которая учитывает способности человека к творчеству, его стремление к инициативе и ответственности. Поэтому подчиненных полезно шире привлекать к участию в выработке ч принятии управленческих решений, активно содействовать развитию их инициативы, изобретательности, ответственности. В противном случае люди ведут себя пассивно, не стремятся брать на себя ответственность, сопротивляются нововведениям.

Там же, где ориентируются на людей, на их соучастие в управлении, а не просто на выпуск продукции, человек работает лучше, эффективнее. В западной социологической литературе отношение к теории «человеческих отношений» в целом критическое. Основанные на ней рекомендации не приводят к существенным результатам в промышленности. Более того, применение современных методов социологического анализа вообще поставило под сомнение сам факт влияния «человеческих отношений» в промышленности. Критики достаточно убедительно доказывают, что в подавляющем большинстве случаев на рост индивидуальной выработки в Хоторне повлияли не «человеческие отношения», а материальные условия, связанные с экономической депрессией, ростом безработицы, произволом предпринимателей. Тем не менее в 70-80-е гг. в условиях перехода от индивидуальных к групповым формам организации труда вопрос о соотношении социально-экономических и социально-психологических стимулов вновь актуализировался. Характерной особенностью современной рационализации труда в капиталистической промышленности является признание необходимости комплексного подхода к мотивации трудового поведения работников, применения как материально-денежных, так и социально-психологических. стимулов,


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Смотреть что такое "Теория человеческих отношений в промышленности" в других словарях:

  • Человеческих отношений теория — («Человеческих отношений» теория)         концепция принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), разрабатываемая в буржуазной социальной науке. Возникла в 20 х гг. 20 в. в США как мировоззренческая и… …   Большая советская энциклопедия

  • Теория Гласиер — универсальная теория формирования организаций, вошедшая в научную литературу под названием места своего создания компании «Glacier Metal», Великобритания. На протяжении 17 ти лет (с 1948 по 1965 годы) в компании проводилось обширное исследование… …   Википедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …   Литературная энциклопедия

  • Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия